Виртуальные связи

6 656
Оглавление
Рынок IP-телефонии Сибири демонстрирует последовательный, но уверенный рост. В деньгах по итогам 2020 года его объем, как ожидается, увеличится на 20% — до 1,5 млрд руб. Основными драйверами рынка в этом году стали пандемия и переход большинства компаний в режим удаленной работы, считают эксперты.

Оборот рынка интернет-телефонии в Сибирском федеральном округе в 2020 году составит 1,5 млрд руб., следует из данных исследовательской компании «Фридом финанс». В целом по России он достигнет 16 млрд руб., что на 40% больше, чем годом ранее. «Долю Сибирского федерального округа можно оценить в 9,5–10% федерального рынка. Новосибирская область занимает в сегменте порядка 220 млн руб. Три года назад размеры рынка IP-телефонии и в стране, и в регионе были в 2,5 раза меньше. Пять лет назад — в пять раз меньше»,— рассказала директор филиала ИК «Фридом финанс» в Новосибирске Регина Дзикавичюте.

Крупный бизнес вышел на связь

По оценке ГК «Финам», объем рынка IP-телефонии Сибирского федерального округа составляет 1,47 млрд руб., Новосибирской области — 240 млн руб. Рынок растет на 20–25% в год в денежном выражении, говорит Владимир Лобченко, руководитель макрорегиона Сибирь и Дальний Восток компании «MANGO OFFICE», специализирующейся на услугах интернет-телефонии. «При этом мы видим, что по количеству подключений темпы скромнее, а рост по выручке сохраняется за счет изменения рыночного ландшафта: за услугой все чаще обращаются компании с принципиально другим потреблением услуг связи, с более высоким „чеком“. На облачные коммуникации постепенно переходит средний и крупный бизнес, а здесь совершенно иные в сравнении с малыми предприятиями задачи, которые нужно решать с помощью коммуникационных инструментов, шире простор для более сложных и технологичных сервисов»,— анализирует эксперт.

Тем не менее основная доля доходов в целом по Сибири сегодня приходится на субъекты малого и среднего предпринимательства. В структуре она занимает до 70% от общего объема IP-телефонии, сообщили в сибирском подразделении «Ростелекома». Компания наравне с «MANGO OFFICE» является одним из крупнейших в этой отрасли на территории округа игроком по числу клиентов, проанализировали в ГК «Финам». Основные на сегодняшний день клиенты провайдеров в Сибири — ритейл, банки, IТ и промышленность.

С приходом крупных клиентов изменилась и структура выручки в разрезе сервиса. Как отмечают представители рынка, долю наращивают не телефонизация и связь, как было пять лет назад, а такие инструменты, как автоматизация и обработка обращений, включая голосовые боты, а также контроль персонала на линии (речевая аналитика). «Количество продаж сервисов на основе речевых технологий в 2020 году выросло на 300% по отношению к предыдущему году, что означает, что рынок принял эти технологии»,— говорит директор департамента по развитию фиксированного бизнеса и конвергентных решений «Билайн бизнес» Александр Попов.

Удаленка подтолкнула рынок

Основными драйверами рынка, по мнению эксперта ГК «Финам» Леонида Делицына, в этом году стали пандемия и переход большинства компаний в режим удаленной работы. Также рост рынка обусловлен стремлением бизнеса сократить расходы. «Но в то же время COVID „компенсировал“ приток — с минусом: закрыл многие предприятия совсем или на время. В марте, наряду со всплеском подключений, мы фиксировали больший, чем обычно, процент отключений и заявок на приостановку обслуживания. К августу вернулась в бизнес треть таких компаний, и восстановление еще продолжается. Сейчас вновь на максимуме спрос на услуги, которые позволяют перейти на работу в удаленном режиме или реализовать гибридную модель, когда часть персонала находится в офисе, а часть остается дома. В основном это крупные заказчики как раз из корпоративного сегмента»,— комментирует Владимир Лобченко.

Во время пандемии к провайдерам для подключения к облачной телефонии стали чаще обращаться e-commerce, автобизнес, медицина и девелоперские компании.

Также одним из факторов роста считается импортозамещение. Все чаще к разработчикам систем поступают запросы на отечественное ПО с функционалом IP-телефонии и ВКС, которые являются аналогами импортного. «Преимущественно это происходит по двум причинам: во-первых, это всем известный тренд на импортозамещение и в государственных компаниях, и в компаниях с участием государства, а во-вторых, желание снизить риски, связанные с резкими колебаниями курса доллара»,— считает директор департамента коммуникационных сервисов системного интегратора CTI Альберт Исламов.

Робот на проводе

Основное преимущество IP-технологий — это гибкость, поэтому драйвером дальнейшего роста рынка IP-телефонии будет выступать ее интеграция с искусственным интеллектом и речевыми технологиями, считает директор по развитию корпоративного бизнеса Сибирского филиала «Мегафона» Максим Скворцов. «Голосовым роботам уже сегодня можно поручить распределение входящих звонков по типу обращения клиента, маркетинговые опросы, заполнение анкет и прочие типовые операции по „скрипту“. Если себестоимость одной минуты живого сотрудника call-центра может достигать 15 руб., то затраты на робота составляют около 6 руб. за минуту»,— отметил собеседник. На протяжении последних 3–5 лет выручка от пакета услуг IP-телефонии в сибирском филиале компании стабильно растет более чем на 50% ежегодно.

В ближайшие годы рынок телефонной IP-связи будет только расширяться, уверены опрошенные аналитики. «В следующем десятилетии, вероятнее всего, темпы роста сегмента в России будут сохраняться на уровне 30–40% благодаря более низкому проникновению облачных услуг на фоне других стран»,— считает Регина Дзикавичюте.

Наибольшим спросом будут пользоваться сервисы для совместной работы, системы видео-конференц-связи как замена оффлайн-мероприятиям — командировкам и совещаниям, в приоритете будет гибкое использование офисного пространства и рабочих мест (корпоративные коворкинги). «Удивительно, но даже госзаказчики начинают использовать в своей работе облачные инструменты и внешние сервисы»,— говорит директор департамента унифицированных коммуникаций и контакт-центров Step Logic Сергей Люшнин.

Конкуренция на рынке также будет усиливаться, в том числе между лидерами рынка, считают эксперты. Соперничество будет проявляться в совершенствовании цифровых услуг, расширении функционала и развитии систем безопасности.

Источник: Коммерсантъ Новосибирск

Актуальное

21 352
Унифицированные коммуникации в России
Николай Бабкин, руководитель отдела управления продуктами MANGO OFFICE, прокомменировал ситуацию на российком рынке унифицировнаных коммуникаций.
19 827
Мессенджер-маркетинг: шесть советов, как заинтересовать потенциального покупателя

Как сделать так, чтобы потенциальный клиент с интересом открывал сообщения от бренда и был готов пойти по воронке ниже? Несколько рекомендаций от маркетологов MANGO OFFICE.

8 912
Вовлекаем клиента с помощью SMS, мессенджеров, чат-ботов: советы для онлайн-продаж от практиков

В статье на портале Retail.ru специалисты MANGO OFFICE собрали несколько советов, как лучше использовать различные текстовые инструменты на каждом этапе воронки продаж.